Работа с самозанятыми: плюсы и минусы для работодателя

В случае заключения с сотрудником трудового договора работодатель должен покрывать следующие расходы: зарплата работникам, НДФЛ, страховые взносы за них. Это не говоря о необходимости постоянного взаимодействия с государственными органами, что также требует дополнительных ресурсов. 

Поэтому многие работодатели отдают часть рабочих задач самозанятым. Плюсы и минусы такого подхода раскрываем в статье. 

Плюсы работы с самозанятыми

Самый главный плюс — работодатель не платит налоги и страховые взносы за самозанятых

Своим наемным сотрудникам (которые числятся в штате) работодатель обязан платить 13% НДФЛ. Самозанятые, которые выполняют задание заказчика, платят за себя налоги сами (4% при работе с физическими лицами и 6% при работе с юридическими лицами).

Помимо 13% НДФЛ за своих наемных сотрудников работодатель платит страховые взносы 30% от з/п (на ОМС, ОПС и ВНиМ). За самозанятых, которым клиент поручил свой заказ, он платить страховые взносы не обязан. Но самозанятые могут добровольно вносить страховые взносы в ПФР, тем самым обеспечить себе пенсию в будущем. 

Еще один плюс – работодателю не нужно платить за полный рабочий день

В договоре с самозанятым не прописываются его обязанности, а лишь определенные задачи, которые он должен выполнить к определенному времени. То есть работодатель платит самозанятому либо почасовую ставку, либо фиксированную сумму за единицу работы. 

Это обойдется работодателю дешевле и с сохранением эффективности. Ведь если посчитать сколько времени сотрудник на протяжении рабочего дня отвлекается на свои личные вопросы, мы можем иногда заметить, что на работу он отдает те же часы, что и самозанятый. А вот платить сотруднику в найме при этом приходится прилично больше. 

Важно: но несмотря на все плюсы работы с самозанятыми, не оформляйте своих сотрудников, которые работают у вас на постоянной основе, под видом плательщиков НПД — налоговая в таком случае быстро вычислит подмену трудовых отношений. Самозанятыми могут выступать новые подрядчики, которые выполняют разовые задания.

Минусы работы с самозанятыми

Исполнитель может не иметь статус самозанятого

При этом он может либо даже не подозревать о том, что его статус самозанятого утерян, либо же намеренно соврать работодателю о наличии статуса самозанятого. 

Как можно потерять статус самозанятого?

Его можно лишиться за некоторые нарушения Закона о самозанятых. Например, за превышение суммы годового дохода в 2,4 млн. рублей. Налоговая при этом не уведомляет бывшего самозанятого о потере его статуса. 

Если статус самозанятого был утерян, что платит работодатель: 

  • 13% НДФЛ с суммы, выплаченной за выполнение заказа;
  • страховые взносы за все время сотрудничества;
  • штраф и пени за несвоевременную уплату налога.

Как работодателю проверить статус самозанятого:

  • Проверить статус по ИНН исполнителя на сайте ФНС
  • Прописать в договоре необходимость наличия статуса самозанятого для получения вознаграждения по задаче (предмету) отношений

Еще один минус – ФНС может заподозрить попытку подмены трудовых отношений

Важно помнить 3 основных момента:

  • Не нанимайте сотрудника, который будет работать с вами на постоянной основе, под видом самозанятого.
  • Налоговая обращает внимание на перечисление исполнителю ежемесячно одной и той же суммы.
  • Прописывайте в договоре с самозанятым срок, за который будет оказана услуга или объем услуги (в количествах/штуках). Бессрочный договор в этом случае не лучшее решение. 

Как правильно заключить договор с самозанятым

Вот, что обязательно должно быть в договоре:

  • конкретные цели, задачи, объём услуг или работ;
  • срок договора по конкретной задаче/улуге, к выполнению которой планируется привлечь самозанятого;
  • ответственность за потерю статуса самозанятого;
  • условия оплаты: почасовая ставка или оплата за единицу работы.

Риски при работе с самозанятыми – как избежать проблем

В работе с самозанятыми все достаточно просто и прозрачно, но в то же время есть нюансы. Если вам, как владельцу бизнеса, сложно с ними разобраться, напишите обращение нам на почту kozak.n@giberno.com. Мы попробуем предложить решение. 

Комментарии -
    Смотрите также
    Как стать самозанятым в 2024 году
    В статье можно узнать, как оформить самозанятость в 2024 году и что для этого требуется
    РЕШЕНИЕ О ВЫПУСКЕ ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ
    Гибер-1
    Нужно ли составлять акт при работе с самозанятыми?
    Спойлер: обычно достаточно чека, но есть случаи, когда лучше подстраховаться.